Средства обучения и воспитания ДОУ
Средства обучения наряду с живым
словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и
элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом
учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на
все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы
естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве
носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся
для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства
обучения:
·
печатные (учебные пособия, книги для
чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
·
электронные образовательные ресурсы
(часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые
образовательные ресурсы и т.п.);
·
аудиовизуальные (слайды);
·
наглядные плоскостные (плакаты,
карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
·
демонстрационные (гербарии, муляжи,
макеты, стенды, модели демонстрационные)
·
спортивные снаряды, мячи и
т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые
используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги
и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются
на три группы:
1.
Объемные пособия (модели, коллекции,
приборы, аппараты и т.п.);
2.
Печатные пособия (картины, плакаты,
графики, таблицы, учебники)
3.
Проекционный материал (кинофильмы,
видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на
воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства
обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а
также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и
воспитания.
Принципы использования средств
обучения:
·
учет возрастных и психологических
особенностей обучающихся;
·
гармоничное использование разнообразных
средств обучения: традиционных и современных для комплексного,
целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через
визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных
целях;
·
учет дидактических целей и принципов
дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
·
сотворчество педагога и
обучающегося;
·
приоритет правил безопасности в
использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания,
используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности,
рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность
учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих
эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение
воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации
как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной
деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при
проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана
с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут
использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и
воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая,
продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая,
музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы),
которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне
дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности
ребенка.
Оборудование отвечает
санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.
|