Одним из современных и интереснейших методов обучения остается
технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер —родом из Баку изобретатель
и писатель-фантаст. Г. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить
творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого
воображения и научить решать изобретательские задачи.
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление,
сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование
сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению
сложных проблем в различных областях деятельности. Основным средством работы с
детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания,
раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Технология ТРИЗ
помогает в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в
развитии умения ставить и решать проблему.
Наш детский сад активно использует
данный метод в педагогическом процессе с детьми всех возрастных групп. Следует
отметить, что проводится работа не только с детьми, но и с педагогами.
В средней группе дети
знакомятся со свойствами твердого вещества, с разнообразием твердых веществ в
неживой природе. Воспитатель дает представление о строении твердого вещества.
Знакомить с маленькими твердыми
человечками. Форменова Наталия
Викторовна познакомила детей со свойствами дерева как вещества и материала, из
которого изготавливают разные предметы.
Так же ТРИЗ позволяет получить
гарантированный результат : усвоение детьми обобщенного способа составления
рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне устойчивого интереса
ребенка-дошкольника к данной речевой деятельности. Основной дидактической
задачей стоит не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной
картине, а усвоение ребенком обобщенных
способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по
любой сюжетной картине. При решении этой задачи ребенок успешен в
составлении связного текста по картине, а значит, мотивирован и активен в своей
познавательной позиции.
Дети средней группы
совместно с Наталией Викторовной
рассмотрели картину «Собака с
щенятами», перечисляли объекты на картине, находили взаимосвязь между
объектами, а знакомство с последующими этапами технологии составления
творческих рассказов по сюжетной картине они продолжат после новогодних
каникул.
В повседневной жизни
дети обращают внимание на какой-нибудь
объект, который меняется во времени по
частям, по свойствам и по месту. Освоение детьми способа систематизации
объектов способствует формированию у детей основ системного мышления. Умение
достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создаются
условия для усвоения обобщенной систематизации объектов. Так дети совместно с
Садыковой Татьяной Витальевной систематизировали объект- грузовая машина,
назвали функции и свойства объекта в настоящее время, назвали
его части и место, узнали функции объекта в прошлом ,части и место, и
договорились подумать какие функции могут появится у объекта в будущем.
|