Детское плоскостопие.
Плоскостопие –
это деформация стопы, приводящая к уплощению ее свода. Плоскостопием страдает
около 45% взрослого населения.
Случаи
врожденного плоскостопия редки, не более 2-3% от всех случаев. Причины
врожденного заболевания – нарушения во внутриутробном развитии стопы ребенка.
Чаще всего у детей развивается
приобретенное плоскостопие. Стопа у
ребенка при рождении обусловлена наличием жировой подушечки на своде и не
является патологическим изменением стопы. Поэтому точно поставить диагноз
«плоскостопие» можно не раньше, чем в возрасте 5-6 лет. К тому же до 5 лет у
ребенка еще не окрепший костный аппарат стопы и может растягиваться.
Причинами развития плоскостопия являются: слабость мышечного аппарата,
вызванная чрезмерными нагрузками или заболеваниями (например, рахит), травмы
стоп, ношение неправильно подобранной обуви, наследственная
предрасположенность.
На ранней стадии
развития плоскостопия дети начинают жаловаться на боли в ногах, в икроножных
мышцах при ходьбе, на усталость ног. Чаще всего дети отказываются
играть в подвижные игры, которые связаны с бегом. Со временем боль усиливается,
появляются также головные боли, утомляемость ребенка. Внешне может нарушаться
осанка, изменяется походка, отмечается уплощение стопы.
Чем опасно плоскостопие?
При плоскостопии нарушается амортизация стопы,
что ведет к увеличению нагрузки на кости голени и суставы, а это, в свою
очередь, неизбежно приведет к различным заболеваниям суставов (артрозам),
сколиозу.
Поэтому у детей очень важно проводить профилактику плоскостопия и своевременное
лечение.
Для предупреждения и лечения
плоскостопия рекомендуются ежедневные теплые ножные ванны с морской
солью, выполнение специальных физических упражнений и приемов массажа или
самомассажа (с использованием различных валиков, ковриков), соблюдение режима
нагрузки на ноги, использование ортопедической обуви. Полезны занятия спортом:
лыжи, плавание, езда на велосипеде.
Как правильно выбирать обувь?
-обувь должна быть из натуральных материалов
-жесткая, устойчивая подошва с маленьким
каблучком (1-1,5 см)
-высокий жесткий задник (до голеностопа)
-запас обуви должен быть 1-1,5 см
-обувь должна плотно прилегать к ноге ребенка,
но ни в коем случае не сдавливать ножку
-лучше, если обувь будет перфорированной,
тогда ножка ребенка
не будет потеть
Полное окостенение костной ткани стопы заканчивается к 14 годам,
после этого плоскостопие вылечить нельзя, можно лишь предотвратить дальнейшую
деформация стопы.
Игры по профилактике и коррекции плоскостопия
«Посади цветы на клумбу» Материал и оборудование.
Обручи
. цветы из разноцветных капроновых лент, закрепленных в контейнерах от киндер –
сюрпризов, наполненных для утяжеления горохом.
Дети
подгруппами садятся на пол вокруг обручей-клумб, около которых разложены цветы.
По команде каждый ребенок захватывает цветок пальцами правой ноги (левой, двумя
ногами) и переносит его в обруч - пересаживает на клумбу.
Побеждает ребенок, удержавший правильную
осанку и посадивших больше цветов за одну минуту. «Весёлый
зоопарк»
Материал и оборудование. Гимнастические
скамейки. Пособие «Зоопарк»: полосы ткани (длина 90 см, ширина 13 см), к одному
концу каждой пришит мешочек с песком (80 г) и липучка; плоские фигурки
животных, на обратной стороне которых - липучки.
Дети
раскладывают на полу перпендикулярно гимнастической скамейке полосы ткани,
выбирают и прикрепляют к липучке фигурки животных. Затем садятся на скамейку,
ставят правую (левую) ногу на полосу и по команде пальцами ноги подгребают
ткань, подтягивая фигурку к себе. «Удержи
мешочек»
Оборудование.
Гимнастические мешочки четырёх цветов с песком (150-200г.) – на один комплект
меньше числа игроков.
Под
аудиозапись веселой музыки дети произвольно бегают на носочках между мешочками,
разложенными на полу. Музыка приглушается. Воспитатель, поднимает над головой
мешочек. Дети останавливаются, поднимают мешочки такого же цвета, кладут их на
голову и удерживают, стараясь сохранить правильную осанку. Ребенок, оставшийся
без мешочка, вместе с воспитателем дает оценку осанке детей. «Рыболовы»
Материал и
оборудование.
Две гимнастические скамейки. Разноцветные рыбки из ткани, наполненные крупой.
Дети
распределяются на две команды и садятся на гимнастические скамейки. У одного торца каждой скамейки на полу лежат рыбки. По сигналу воспитателя ребёнок,
сидящий рядом с рыбками,
захватывает одну из них пальцами правой ноги и опускает её на пол перед собой,
затем перехватывает рыбку пальцами левой ноги и передает её следующему игроку.
Таким образом участники передают всех рыбок. Побеждает команда, члены которой,
сохранив правильную осанку на протяжении всей игры, быстрее передали всех рыбок. «Часы»
Исходное положение — стоя.
Стрелки в часиках живут
И по кругу все идут.
Дети должны ходить приставным
шагом по лежащему на полу обручу.
Сосчитают все минутки,
Дважды круг пройдут за сутки. «Шли
бараны по дороге»
Шли бараны по дороге,
Ходить на носках.
Промочили в луже ноги.
Ходить на пятках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Приподниматься на носки.
Стали ноги вытирать —
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Средней частью правой стопы (
подошвы) скользить по внутренней стороне голени левой ноги от стопы к колену: ступня как бы обхватывает голень. То
же левой ногой. Упражнение выполняется 6- 8 раз. «Зарядка
для ножек»
Исходное положение — стоя,
держась руками за спинку стула
Наши ножки с утра делают зарядку.
Вот так встанут на носочки, а потом на пятки.
Приподниматься на носки с переносом
тяжести тела на пятки.
На носочках постоим, вместе вдаль
все поглядим,
Приподниматься на носки с одновременным
разведением пяток.
Опускаемся на пятки, танцевать
начнем вприсядку.
Приседать на полной стопе.
Снова на носках стоим, вправо-влево
поглядим.
Приподниматься на носки.
Опускаемся на пятки, мы закончили
зарядку.
Опускаться на всю стопу.
Самомассаж
Наши маленькие ножки все шагали
по дорожке.
Ходить на месте возле стула.
Через мостик перешли,
Ходить на пятках на месте.
По тропиночке прошли.
Ходить на носках вокруг стула.
Но устали наши ножки, отдохнуть
хотят немножко.
Ногу на ногу кладем, и стопу свою
берем.
Сидя на стуле, удобно положить
левую стопу на ногу. Пододвинуть стопу поближе к себе.
Чтобы ножки нам размять, мы их
будем растирать.
массировать подошву от пальцев к
пятке.
Так,
от пальчиков до пятки, массируем, ребятки.
вот
теперь, наоборот, трем от пяточки вперед.
Массировать подошву от пятки к пальцам.
А сейчас на каждый пальчик Мы наденем свой
кафтанчик.
разминать каждый пальчик.
Ножку левую размяли и нисколько
не устали.
Ножку правую берем, на коленочку
кладем,
И теперь для этой ножки снова мы массаж
начнем.
Повторить все действия для правой
стопы. «
Два веселых гуся»
Исходное положение — сидя на
стуле
Жили у бабуси Два веселых гуся —
Поджимать и выпрямлять пальцы
ног.
Один серый, Другой белый, Два веселых гуся.
Приподнимать от пола сначала
носки, потом пятки.
Вытянули шеи, У кого длиннее.
Приподнимать и одновременно
разводить пятки в стороны.
Один серый, Другой белый, У кого длиннее.
Приподнимать и одновременно
разводить носки в стороны,
Мыли гуси лапки В луже у канавки.
Вращать стопы в разные стороны с
небольшим усилием на большой палец.
Один серый, Другой белый, Спрятались
в канавке.
Поджимать пальцы, удерживая ноги
на внешнем крае стопы.
Вот кричит бабуся:
Разводить врозь сначала носки,
затем пятки.
— Ой, пропали гуси — Один серый,
Другой белый, Гуси мои, гуси!
Выходили гуси, Кланялись бабусе.
Поджимать и выпрямлять пальцы
ног, продвигая по очереди стопы вперед, не отрывая их от пола.
Один серый, Другой белый,
Кланялись бабусе.
Приподнимать от пола носки.
Игра-соревнование
«Каракатица»
И.п. — сидя на ягодицах, нога,
согнутые в коленях, выдвинуты вперед, руки в упоре сзади. По сигналу
воспитателя «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, двигается до ориентира
и обратно, стараясь не прекращать перекатывать стопами массажный мячик или
гимнастическую палку. Лечебная гимнастика Попытаться
несколько раз пальцами ног поднять с пола любой мелкий предмет: карандаш,
платок и т.д.
|