1.
Нужно ли беседовать с
ребёнком на тему «Школа»?
Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний,
умений, навыков, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет
учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Положительное отношение к школе включает как
интеллектуальные, так и эмоцианально-волевые компоненты, стремление занять
социальное положение: стать школьником. Не только понять, но и принять важность
школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
Родителям важно знать уровень сформированности
положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования интереса к
ней.
Сознательное отношение к школе связано с расширением и
углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального
отношения.
Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только
понят, но и прочувствован, пережит ими. Расскажите о своих любимых учителях,
прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание
детей, чувства, создаст положительную установку на учёбу в школе.
2. Насколько важна физическая готовность
ребёнка к обучению в школе?
Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической
нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко, именно из-за
недостаточности физического развития, физических качеств некоторые дети отстают
в учении. Важно развить у ребёнка ловкость, координацию, гибкость, силу,
выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического
развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для
достижения успеха в учебной деятельности. Из-за недостаточного развития мышц у
ребёнка возникают описки, пропуски букв.
3. Почему ребёнку трудно управлять своим
поведением?
Ребёнку 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что
у него ещё недостаточно развита воля. Произвольным, т.е. управляемым должно
быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребёнка:
внимание, память, мышление. Ребёнку необходимо уметь наблюдать, слушать,
запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи, Для развития у
дошкольников воли необходимо помочь им устанавливать отношения между целью
действий и их мотивами.
4. В чём различие взаимоотношений в системе
«ребёнок-педагог» в детском саду и в школе?
При поступлении в школу у ребёнка изменяется система
отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда
как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и
индивидуальными. В школе ребёнок оценивается по выполненным делам. Важно
постепенно готовить ребёнка к системе новых отношений в школе.
5. Как воспитывать у дошкольника «чувство
долга»?
Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга», главное не
«долг», а «чувство». А чувство воспитывается не окриком: «Ты должен…сделать!».
Чувство не возникает по приказу. Чувство может возникнуть в ответ на ваше
чувство, вашу любовь и понимание.
6. Могут ли быть ограничения в просмотре
телепередач для дошкольника?
Ребёнок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения
должны вводиться безоговорочно. Родители должны твёрдо придерживаться принятого
решения. Нужно помнить и то, что ребёнок воспринимает фильм не как взрослый,
поэтому лучше смотреть телевизионную передачу вместе и обсуждать с ребёнком
впечатления от увиденного.
7. Почему не все дети одинаково овладевают
чтением и письмом?
Главная причина – у ребёнка недостаточно развита речь,
фонематический слух в частности. К концу дошкольного возраста ребёнок должен
уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные
игры, модели слова – тогда ребёнок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он
рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы,
лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать, развивая речь
ребёнка. Важно вспомнить нелепицы, перевёртыши, небылицы. Их очень любят
дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребёнка, которая в старшем
дошкольном возрасте становится основой перестройки психических процессов,
орудием мышления.
|