В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем
волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным
букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.
И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми
встает целый ряд вопросов, один из которых – что такое «готовность к школе»?
Итак, что такое
«готовность к школе»?
В
понятии «готовность к обучению в школе» выделяют множество
взаимосвязанных компонентов. Рассмотрим три наиболее важные из них:
Физиологическая готовность к школе
Оценкой этого компонента, как
правило, занимаются медики, которые осуществляют проверку по трем основным
критериям:
физическое развитие - длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность
грудной клетки;
биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение
определенных пропорций тела соответственно возрасту;
комплексная
оценка состояния здоровья — дети
подразделяются на пять «групп здоровья» (начиная от детей без каких-либо
функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми,
имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность
обучения в массовой школе).
Социально-психологическая или
личностная готовность к обучению
Данный вид готовности -
подразумевает готовность
ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому
себе, которые обуславливает сама
ситуация обучения в школе. Известно, что в момент поступления в школу
ребенок попадает в новые
социальные условия и постепенно
начинает занимать новую общественную
роль «Я - ученик».
Смена обстановки,
ведущего вида деятельности (с игры на учение), смена социальной роли может
привести к переживанию ребенком «Кризиса семи лет».
Как он проявляется? Дети, как
правило, становятся трудновоспитуемыми; мы, как будто, не узнаем
наших «послушных» малышей; в
поведении ребенка проявляется много негативизма,
упрямства, строптивости, своеволия,
ревности, грубости по отношению к взрослым; или совсем
наоборот, дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и
драчунами в период кризиса могут стать тихими и незаметными.
Как помочь ребенку преодолеть кризис семи лет: прежде всего, помните, что кризисы - это явления
временные, они проходят, их просто нужно пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего
не получается, все валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти
моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли.
Психологическая готовность к школьному обучению
Данный вид готовности представляет
собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в
частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.
В
качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в
школе можно выделить следующие:
- уровень развития психических
процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти), уровень
развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки);
- уровень развития связной речи,
эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следую
инструкциям взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и
т.п.).
Важно
знать и помнить, что окончательно психологическая готовность ребенка к обучению
в школе развивается в процессе самого обучения. |